Строителям изменят отраслевую рамку квалификаций

Об этом договорились участники первого в этом году заседания Совета по профессиональным квалификациям в строительстве (СПК), которое состоялось в Национальном объединении строителей (НОСТРОЙ) 25 января. В его работе приняли участие 22 члена Совета, представляющих национальные объединения, саморегулируемые организации, производителей строительных материалов, строительные и образовательные организации. Участники обсудили план работы на 2018 год и утвердили изменения состава Совета.

Составление годового плана работы СПК планируется завершить после получения предложений от всех членов Совета, сообщила пресс-служба НОСТРОЙ. Участники также решили запросить у членов СПК предложения по внесению изменений в отраслевую рамку квалификаций (ОРК) в области строительства. Рассмотрение предложений и решение по изменению ОРК будет принято позже уже на заочном заседании.

Из состава СПК были исключены Вероника Асаул, Михаил Воловик, Алла Шрейбер, также уволенные из НОСТРОЙ Надежда Прокопьева, которая возглавляла департамент профобразования, и Сергей Пугачев, бывший заместитель исполнительного директора Нацобъединения. Вместо них в состав Совета вошли представители НОСТРОЙ — директор департамента Александр Монаенко и первый заместитель исполнительного директора Герман Хасханов, который был назначен заместителем председателя СПК. Ответственным секретарем Совета назначили Елену Халилову.

Татьяна Рейтер

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Подготовку законопроекта об аудите ко второму чтению велено ускорить

Экспертный совет по законодательному обеспечению аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при Комитете Госдумы по финансовому рынку провел первое в наступившем году заседание. Члены совета рассмотрели основные задачи на весеннюю сессию и проблемы рынка аудиторских услуг, а также возобновили обсуждение замечаний и предложений по проекту поправок в отраслевой закон, который вызвал огромное количество замечаний со стороны профессионального сообщества и аудиторских СРО.

Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части наделения Банка Росси полномочиями в сфере аудиторской деятельности)» запланирован к рассмотрению во втором чтении на март 2018 года. Председатель Комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков отметил, что в этой связи совет должен подготовить законопроект к внесению в Госдуму в короткие сроки. Планируется, что эксперты проведут три заседания, посвященных обсуждению замечаний к проекту.

На этот раз Экспертный совет рассмотрел ряд предложений и замечаний по таким вопросам, как конфликт интересов, полномочия Банка России, порядок и сроки перехода к новой модели регулирования, внедрение международных стандартов аудита, передача сведений третьим лицам, определения и терминология в законопроекте, ведение регулятором реестра аудиторских организаций Банком России, деятельность совета по аудиторской деятельности при Минфине России. Высказывалось также мнение об изменении сроков переходного периода, так как заявленные ранее сроки были рассчитаны на принятие законопроекта до конца 2017 года.

Как ожидалось, самая бурная дискуссия развернулась при обсуждении принятия мер, способных устранить заложенный в проект конфликт интересов. Мнения участников заседания в очередной раз разошлись. Директор Департамента корпоративных отношений Банка России Елена Курицына заверила аудиторов в том, что будущий регулятор разрабатывает варианты, которые могли бы преодолеть эту проблему. В частности, предлагается создать Комитет по надзору за некредитными финансовыми организациями, закрепить выбор аудитора Банка России Национальным финансовым советом и другие меры. Представители аудиторских СРО усомнились в том, что этих мер будет достаточно для устранения конфликта и обеспечения независимости аудиторов, по крайней мере, без внесения изменений в российское законодательство, включая Конституцию РФ. Их поддержал представитель Департамента регулирования бухгалтерского учета, финансовой отчетности и аудиторской деятельности Минфина России Сергей Соломяный, который также посчитал предлагаемые меры неполными.

Генеральный директор СРО Ассоциация «Содружество» (СРО ААС) Ольга Носова вернулась к вопросу о создании конфликтной комиссии для разрешения спорных ситуаций по итогам внешних проверок. Вопрос формирования независимого органа, с точки зрения аудиторов, особенно актуален, поскольку законопроект не решает проблему «двойного контроля» за аудиторскими организациями со стороны СРО и регулятора.

Следующее заседание Экспертного совета состоится 25 января 2018 года. В повестку заседания включены вопросы определения критериев обязательного аудита, статуса квалификационных аттестатов, требований к аудиторам общественно-значимых организаций.

Татьяна Рейтер

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Финал первого этапа реформы саморегулирования в цифрах

НОСТРОЙ обновил данные статистики по количеству действующих членов СРО и о состоянии компенсационных фондов саморегулируемых организаций. Две главных новости. Плохая: за год за бортом системы саморегулирования оказались почти 38 тысяч строительных компаний и ИП. Хорошая: средняя суммарная наполняемость компфондов достигла 90%.

По данным сайта НОСТРОЙ на конец декабря общее количество членов СРО составило 83 585. Получается что за год реформы саморегулирования потеряно 37 858 строительных компаний и ИП.

По состоянию на 25 января в госреестре находятся 233 строительных СРО. Сумма всех сформированных компенсационных фондов по информации, размещенной на сайтах саморегулируемых организаций, составляет 75,3 млрд руб. Сумма компфондов, размещенных на спецсчетах и подтвержденных банковскими выписками, составляет 67,6 миллиарда рублей. Это составляет почти 90% от норматива. Значит, на спецсчетах не хватает еще 7,7 млрд руб.

Если сравнить с данными на 1 декабря 2017 г., то в госреестре находилось 247 СРО, а на спецсчетах было размещено 65,5 млрд руб. Получается, что количество СРО уменьшилось на 14, а компфонды увеличились на 2,1 млрд руб. Причем разрыв между сформированным компфондом и суммой, размещенной на спецсчетах значительно уменьшился. Если на 1 декабря было размещено 75% от норматива, то на 25 января – 90%. Тут сыграли роль три фактора:
• Из госреестра было исключено много СРО с пустыми компфондами, соответственно уменьшился общий разрыв между сформированными и размещенными средствами компфондов.

• Некоторые СРО смогли пополнить утраченные средства компфондов.

• Многие СРО перевели на спецсчета средства компфондов, которые «прокручивались» в различных сферах.

Такова общая статистика первого этапа реформы саморегулирования. Редакция портала «Все о саморегулировании» готовит полную статистику по всем строительным СРО.

Олег Путин

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Ростехнадзор предупреждает: с успешным окончанием праздников!

Ростехнадзор подождал целый месяц после получения документов от НОСТРОЙ и только 23 января исключил из госреестра шесть строительных саморегулируемых организаций: АС «Импульс», Ассоциация «СРО «МСО», ССМ «Сварог», СРО А «Строительное региональное партнерство», Союз «Строительный ресурс», АС «Строительно-Индустриальное объединение».

Совет НОСТРОЙ утвердил заключение о возможности исключения сведений об этих СРО из госреестра на заседании, состоявшемся 18 декабря 2017 г. Теперь дошла очередь до Ростехнадзора. Какие проблемы были у этих организаций?

1. Союз Строителей Москвы «Сварог»(СРО-С-188-28012010). В течение 2017 г. активная деятельность не велась, общие собрания не проводились. На спецсчете размещено 19% средств от сформированного компфонда.

2. Ассоциация «Строительное региональное партнерство» (СРО-С-223-14052010). На спецсчете размещено 36,67% средств от сформированного компфонда.

3. Союз «Строительный ресурс» (СРО-С-236-22042011). На спецсчете размещено 0,42% средств от сформированного компфонда.

4. Ассоциация «Международное строительное объединение» (СРО-С-247-20062012). Компфонда достаточно по нормативу на всех действующих членов СРО. Но во время внеплановой проверки Ростехнадзором обнаружено несоответствие внутренних документов организации требованиям Градостроительного кодекса.

5. Ассоциация «Импульс» (СРО-С-257-12122012). На спецсчете размещено 27,16% средств от сформированного компфонда.

6. Ассоциация строителей «Строительно-Индустриальное объединение» (СРО-С-261-06022013). Сведения об этой СРО исключены из госреестра в соответствии с п. 2 части 1 статьи 21 № 315-ФЗ в связи с прекращением деятельности юридического лица путем реорганизации в форме присоединения к другому юридическому лицу. Правопреемником является Ассоциация «СтройИндустрия» (СРО-С-256-19102012). Вопрос только насколько долго члены СРО «Строительно-Индустриальное объединение» смогут задержаться в новой организации, так как «СтройИндустрия» тоже стоит в очереди на исключение из госреестра – решение об этом было принято на том же заседании Совета НОСТРОЙ 18 декабря прошлого года. Попытка Сергея Афанасьева объединить шесть строительных СРО не удалась.

Олег Путин

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

СРО НПФ намерена страховать добровольные пенсионные взносы

Эту инициативу обсудили на общем собрании члены саморегулируемой организации Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) в ходе принятия основных направлений работы на 2018-2020 годы. По мнению главы НАПФ, такая мера должна повысить защищенность клиентов. Однакм дальнейшее развитие негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) в значительной мере зависит от содержания государственной пенсионной реформы, принятие которой в очередной раз откладывается.

По словам президента НАПФ Константина Угрюмова, стратегия СРО предусматривает создание такой системы накопительного страхования, чтобы она могла привлекать максимальное количество граждан (например, система индивидуального пенсионного капитала — ИПК) и в то же время не конкурировать с негосударственным пенсионным обеспечением. В предложенных условиях граждане на добровольной основе смогут выбирать, в какой программе им участвовать.

В этой связи НАПФ будет выступать за распространение системы государственного гарантирования на добровольное и корпоративное пенсионное страхование, так же как это действует в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС). Иначе, как показала ликвидация негосударственных фондов, после отзыва у НПФ лицензий клиенты смогли вернуть только 3,2 млрд рублей при их балансовой стоимости в 12,3 млрд рублей на конец 2016 года.

«Распространение гарантирования на добровольные виды пенсионного обеспечения может быть синхронизировано с окончанием акционирования НПФ и готовящимся стартом системы ИПК», — полагает Константин Угрюмов.

Вместе с тем участники пенсионного рынка ждут возобновления дискуссии по конкретным параметрам ИПК. «В связи с предстоящей трансформацией ОПС в ИПК и последующей интеграцией с НПО обсуждение вопроса о введении отдельной системы гарантирования в сфере НПО преждевременно», — цитирует «Коммерсант» заместителя исполнительного директора НПФ «Благосостояние» Ивана Волкова.

Напомним, что в декабре прошлого года разногласия внутри правительства вынудили отложить до конца 2018 года обсуждение программы ИПК, которая была предложена финансовым блоком и предполагала нарастающие отчисления с зарплаты на пенсию в размере с 1 до 6% в течение пяти лет по принципу автоподписки. Иными словами, работающие подключались бы к программе по умолчанию. Противники выступали за добровольное участие в системе ИПК с отчислением взносов в НПФ. Надо отметить, что НПФ тогда поддержали автоподписку, которая позволила бы повысить количество участников до 10 млн человек, а сумму поступающих в пенсионную систему средств — до 20-30 млрд рублей.

Татьяна Рейтер

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Изменена форма заявления для регистрации специалистов в НРС

Заявление физического лица о включении сведений в НРС теперь должно содержать следующую обязательную информацию: дата и место рождения (в соответствии с документом, удостоверяющим личность); вид, номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанного документа и выдавший его орган; страховой номер индивидуального лицевого счета.

Миниюст РФ 22 января зарегистрировал приказ Минстроя от 22.12.2017 № 1700/пр «О внесении изменения в порядок ведения национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, национального реестра специалистов в области строительства, включения в такие реестры сведений о физических лицах и исключения таких сведений, внесения изменений в сведения о физических лицах, включенные в такие реестры», утвержденный приказом Минстроя от 6 апреля 2017 г. № 688/пр.

В соответствии с этим приказом форма заявления физического лица о включении сведений в НРС дополнена следующей информацией:

• дата и место рождения (в соответствии с документом, удостоверяющим личность);

• вид, номер документа, удостоверяющего личность, дата выдачи указанного документа и выдавший его орган;

• страховой номер индивидуального лицевого счета.

Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 23 января и вступает в силу со 2 февраля 2018 года. С этой даты специалистам необходимо будет использовать новую форму заявления, включающую указанные изменения. 

Олег Путин

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Законопроект о негосударственной экспертизе внесен в Госдуму

Опубликовано распоряжение, которое вносит в Госдуму законопроект о саморегулировании в области негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Соответствующий документ подписан премьер-министром 25 января 2018 года. Представителем правительства в ходе рассмотрения законопроекта обеими законодательными палатами назначен заместитель министра строительства и ЖКХ Хамит Мавлияров.

В случае принятия законопроекта будет упразднена система аккредитации юридических лиц на право проведения негосударственной экспертизы и введен институт саморегулирования в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ к саморегулированию в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.

Законопроект предполагает введение ответственности экспертов за выдачу положительного заключения при несоответствии проектной документации или результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов в виде лишения аттестата на 3-летний срок.

Кроме того, за некачественное проведение экспертами проектной документации ответят саморегулируемые организации. С этой целью в СРО будут сформированы компенсационные фонды ВВ и ОДО – в зависимости от уровня ответственности организации негосударственной экспертизы исходя из стоимости договора.

С учетом особенностей и сроков создания СРО в области проведения негосударственной экспертизы и подготовки требований к таким саморегулируемым организациям и экспертам законопроектом устанавливаются положения переходного периода.

Как полагают в Минстрое России, предлагаемые законопроектом изменения позволят повысить качество услуг негосударственной экспертизы. Будущий закон затронет интересы 799 организаций, оказывающих услуги по проведению негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, по данным Росаккредитации на 14 июня 2017 года.

Напомним, что проект закона вызвал критику со стороны представителей организаций негосударственной экспертизы. В адрес Минстроя России от Национального объединения организаций экспертизы в строительстве НОЭКС были направлены соответствующие замечания, которые Хамит Мавлияров пообещал по возможности принять к сведению в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению.

Татьяна Рейтер

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

В СРО предложили не относиться формально к срокам выписки из реестра

Для строительной компании или ИП выписка из реестра членов саморегулируемой организации является одним из обязательных документов при оформлении второй части заявки участника аукциона. Согласно закону о госзакупках, выписку надо взять не ранее, чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок. Просроченная выписка может оказаться поводом для пересмотра результатов аукциона. Однако в Ассоциации СРО «Ивановское Объединение Строителей» (СРО ИОС) советуют не торопиться с отводом заявителя.

Напомним, что с 1 июля 2017 года вступили в силу поправки к Градостроительному кодексу РФ, которые внесли изменения в процедуры проведения аукционов по договорам на строительство, реконструкцию, капремонт с начальной (максимальной) ценой контракта более 3 млн рублей, которые заключаются с использованием конкурентных способов. Участник такого аукциона должен быть членом строительной СРО, иметь право выполнять работы на объектах, заявленных заказчиком, а также подтвердить свой уровень ответственности по договору размером компенсационного фондом обеспечения договорных обязательств.

Во второй части заявки участник аукциона должен представить выписку из реестра членов СРО по форме, которая утверждена Приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58. Согласно п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона № 44-ФЗ, выписка должна быть выдана не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок, который указан в извещении об аукционе. К заявке можно приложить либо оригинал выписки из реестра членов СРО, либо копию такой выписки на бумажном носителе (п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона № 44-ФЗ). Участник закупки вправе представить выписку в электронном виде, подписанную усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 1 ст. 6 Закона № 63-ФЗ).

В СРО ИОС, где ведется активная работа по общественному контролю и оказывается юридическая поддержка членов организации-участников в сфере госзакупок, постарались разобраться с вопросом, нужно ли отклонить заявку участника из-за давности выписки? Генеральный директор Ассоциации Дмитрий Кочнев полагает, что не нужно. «Во-первых, изначально выписка должна быть выдана саморегулируемой организацией не ранее чем за месяц до окончания срока подачи заявок. Во-вторых, заказчик всегда может проверить необходимые сведения в Едином реестре членов СРО на сайте Ростехнадзора или Национального объединения строителей — НОСТРОЙ. Кстати, к этим же реестрам можно обратиться, чтобы удостовериться в подлинности выписки», – цитирует Дмитрия Кочнева региональное издание «Слухи и факты».

Вместе с тем, напоминает глава саморегулируемой организации, при рассмотрении заявки организатору аукциона и заявителю следует убедиться в сроке действия выписки из реестра членов СРО и проверить представленные данные. В графе 3 не должно быть сведений о том, что участник аукциона исключен из СРО, в графе 4 нужно проверить, имеет ли право участник аукциона выполнять закупаемые работы, в графе 5 и 6 — соответствие уровня ответственности цене, которую предложил участник закупки.

Татьяна Рейтер

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

СРО аудиторов приблизились еще на шаг к принятию отраслевого закона

В Госдуме продолжается рассмотрение спорного законопроекта о внесении изменений в закон об аудиторской деятельности перед вторым чтением. Состоялось второе из запланированных заседаний Экспертного совета по законодательному обеспечению аудиторской и контрольно-ревизионной деятельности при Комитете Госдумы по финансовому рынку. На этот раз представители Минфина РФ, Банка России, аудиторских СРО и общественных организаций обсудили очередной блок поправок, связанных с обязательным аудитом, аудитом общественно значимых организаций, требования к персоналу организаций, а также будущее квалификационных аттестатов.

Активную дискуссию вызвало обсуждение положений законопроекта по критериям обязательного аудита. Член Правления СРО РСА, член Общественной палаты РФ Галина Дзюба призвала пересмотреть критерии в сторону их уменьшения – это позволит сохранить обязательный аудит для предприятий малого и среднего бизнеса. По мнению докладчика, такой инструмент независимого финансового контроля над градообразующими или ресурсными предприятиями будет только на руку региональным органам власти. Например, он предупредит риск неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств, поскольку субъекты МСБ чаще пользуются субсидиями, льготами и преференциями. Кроме того, такая мера позволит повысить прозрачность отчетности организаций, а вместе с ней инвестиционную привлекательность региона для иностранных инвесторов.

Мнения присутствующих по этому вопросу разошлись: председатель Совета Сибирского регионального отделения СРО РСА Екатерина Алабужева поддержала коллегу, однако первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин счел проведение обязательного аудита излишней нагрузкой на малый бизнес. Но в итоге собравшиеся приняли решение считать поводом для обязательного аудита выполнение одного из критериев (выручка более 400 млн. руб. и активы баланса более 100 млн. рублей), а не двух одновременно, как предлагается законопроектом.

Представители Минфина РФ и Банка России пообещали учесть высказанные предложения и представить на очередном заседании Экспертного совета мнение по поводу уменьшения критериев обязательного аудита. В планах регуляторов также обсудить вопрос об исключении из перечня общественно значимых организаций (ОЗО) предприятия, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25%. Эта поправка к законопроекту откроет доступ к финансовому контролю организаций для тех аудиторов, которые не значатся в реестре Банка России и, следовательно, не имеют права на аудит ОЗО.

Аудиторам и регуляторам удалось достичь соглашения по вопросам штатной численности аудиторской организации: формулировку «основное место работы» заменили на другую. Теперь аудиторы смогут работать в организациях по трудовому договору, имея квалификационный аттестат аудитора, однократно использованный для подтверждения аудиторской организацией соответствия требованиям данного Федерального закона. Директор Департамента корпоративных отношений Банка России Елена Курицына сообщила также, что в следующую редакцию законопроекта будут внесены положения, приравнивающие аудиторов со «старыми» аттестатами в правах к аудиторам с «едиными» аттестатами, за исключением руководства аудиторскими проверками общественно значимых организаций.

Член Совета Северо-Западного регионального отделения СРО РСА Дмитрий Кузнецов выступил за пересмотр положения законопроекта о наличии к 1 января 2023 года не менее семи, с 1 января 2023 года — не менее 12 аудиторов в штате организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. В качестве довода специалист привел мнение представителей Федерального казначейства об отсутствии влияния количества аудиторов в аудиторской организации на качество оказываемых аудиторских услуг, прозвучавшее на «нулевых чтениях» законопроекта в Общественной палате РФ. Кроме того, по словам Екатерины Алабужевой, указанным требованиям соответствуют единицы региональных аудиторских организаций. Для региональных организаций даже требование о наличии трех штатных специалистов приведет к уходу с рынка аудиторских услуг, что приведет к его монополизации, росту субподряда и ухудшению качества аудита.

Предложения участников обсуждения касались также исключения из законопроекта требования подписывать заключения только руководителем организации и сохранения за аудиторской организацией права на завершение аудита ОЗО после того, как сведения о ней были исключены Банком России из реестра.

Следующее заседание Экспертного совета состоится 6 февраля, а 30 января профильный комитет проведет слушания по законопроекту в Совете Федерации.

Татьяна Рейтер

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru

Розничному рынку прописали саморегулирование

За развитие саморегулирования в отечественной розничной торговле высказался первый вице-премьер Игорь Шувалов в ходе заседания Комиссии по применению Кодекса добросовестных практик (КДП). Комиссия на добровольной основе с 2012 года регулирует отношения между поставщиками и торговыми сетями и теперь возобновила работу, руководствуясь составленным и подписанным ритейлерами КДП. Регуляторы и участники потребительского рынка рассматривают этот документ как один из шагов на пути к саморегулированию ритейла, который позволит упорядочить взаимоотношения сторон взамен ужесточения отраслевого законодательства.

По мнению Игоря Шувалова, совмещение государственного надзора и саморегулирования бизнеса позволяет создать эффективный механизм, направленный на цивилизованное развитие сектора розничной торговли в России. Так, участники Кодекса обязуются соблюдать баланс коммерческих интересов при заключении и исполнении договоров, способствовать оптимизации издержек по всей цепочке поставок, а также следовать этическим правилам при развитии конкуренции.

Насколько результативным для саморегулирования розницы окажутся решения Комиссии, предстоит убедиться участникам рынка. Члены Комиссии решили признать недобросовестными практиками такие привычные в ритейле явления, как заключение договора поставки без указания даты первого заказа, дополнительных соглашений к договору поставки, ухудшающих положение одной из сторон, навязывания контрагенту партнера по рекламным, маркетинговым, мерчендайзинговым, логистическим и прочим услугам и другие.

Вместе с тем, в декабре 2017 года Федеральная антимонопольная служба России со своей стороны предложила сформировать Совет рынка ритейла, куда вошли бы представители поставщиков, торговых сетей, представителей регуляторных ведомств, Госдумы и Совета Федерации. Предполагается, что решения Совета (в том числе в части толкования и применения законодательства о торговле) будут обязательными для всех участников рынка в отличие от решений Комиссии КДП, которым следуют присоединившиеся к Кодексу участники.

Татьяна Рейтер
Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)
www.all-sro.ru