Прошло семь лет – СРО как не было, так и нет

Дискуссия о введении для управляющих организаций в сфере теплоснабжения обязательного саморегулирования ведется уже более 7 лет. Старт этому процессу дал №190-ФЗ «О теплоснабжении», вступивший в силу 27 июля 2010 г. С той поры много воды в коммунальных трубах утекло, а рынок так и не смог перейти на саморегулирование.


Огромный рынок


Теплоснабжение России обеспечивают чуть менее 500 ТЭЦ, около 6,5 тысяч котельных мощностью более 20 Гкал/час, более 100 тысяч мелких котельных и около 600 тысяч автономных индивидуальных теплогенераторов. Расход топлива на производство тепла эквивалентен 300 млн. т нефти в год. Оборот отрасли составляет 2,1% ВВП РФ (1,5 трлн руб.). В организациях, занимающихся строительством, эксплуатацией, ремонтом, наладкой, контролем систем теплоснабжения и теплопотребления работает около 2 млн человек.

Двойственный закон

Появление Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ «О теплоснабжении», в котором отдельная глава посвящена саморегулируемым организациям в сфере теплоснабжения, было совершенно не случайно. Ведь постепенный переход отраслей от лицензирования к саморегулированию – не только общемировая, но и российская тенденция. Поэтому органы власти надеялись, что внедрение системы саморегулирования позволит теплоснабжающим компаниям выработать единый подход к вопросам модернизации применяемого оборудования, унификации договорных отношений, формирования обоснованных тарифов на тепловую энергию.

Саморегулируемая организация была призвана разработать собственные стандарты на различные виды работ, помочь учреждениям и предприятиям подготовить инвестиционные программы по теплоснабжению, решить вопросы использования современных финансовых механизмов, таких как факторинг, кредитование, лизинг. Но главное преимущество заключалось в том, что с помощью СРО участники рынка теплоснабжения должны были наладить эффективное взаимодействие с муниципальными органами власти, а также получить возможность лоббирования интересов отрасли в федеральных органах государственной власти. Объединившись в СРО, теплоснабжающие организации могли бы наладить эффективное взаимодействие и обмен опытом с коллегами. Членство в СРО также повышает статус компании для заказчика, а также облегчает доступ к кредитным ресурсам.

Но это все в теории. Что же произошло на практике? На предварительных этапах разработки законопроекта вступление в СРО компаний в сфере теплоснабжения было обязательным. Но на третьем чтении закона №190-ФЗ законодатели дрогнули и решили оставить отрасль на лицензировании.

Согласно букве закона, основными целями саморегулируемой организации в области теплоснабжения являются: предупреждение причинения любого вреда вследствие недостатков работ, оказывающих влияние на безопасность объектов теплоснабжения, и выполняемых членами саморегулируемой организации, а также повышение качества работ и услуг (продукции) в сфере теплоснабжения.

Федеральным законом «О теплоснабжении» введены положения, регулирующие порядок получения статуса саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения. В частности, требования к некоммерческой организации, необходимые для приобретения такого статуса, порядок приема в члены СРО порядок осуществления государственного надзора за деятельностью СРО в сфере теплоснабжения и т.д.

Например, в составе СРО должно быть не менее ста членов — юридических лиц. СРО в обязательном порядке формирует компенсационный фонд возмещения вреда.

Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения возложено на Минстрой.
Приказом Минстроя России от 16.05.2016 N 329/пр утвержден Административный регламент представления Минстроем государственной услуги по ведению государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения.

Быть или не быть?

По вопросу обязательности участия компаний и ИП в саморегулируемых организациях в сфере теплоснабжения следует отметить, что закон не требует членства в саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения для допуска к осуществлению деятельности в сфере теплоснабжения.
Также пунктом 8 статьи 27 установлено, что теплоснабжающая организация и (или) теплосетевая организация, являющиеся членами саморегулируемой организации в сфере теплоснабжения, и которым отказано в выдаче свидетельства о допуске, тем не менее, могут продолжать осуществление данной деятельности в сфере теплоснабжения с соблюдением определенных формальностей.

Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» также не предусматривает особенностей регулирования отношений, возникающих в связи с приобретением или прекращением статуса саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения. Иные нормативные правовые акты, которые устанавливали бы подобные требования, также отсутствуют.

Поэтому до настоящего времени заявок на включение в реестр сведений о СРО в сфере теплоснабжения в Минстрой России не поступало.
Отсутствие СРО в теплоснабжении (включенных в реестр) говорит о низкой заинтересованности теплоснабжающих и теплосетевых организаций в получении данного статуса. Это связано с высокой монополизацией в отрасли, сложившейся исторически, а также высокой ценой входа на рынок, большими затратами на ведение деятельности, а также высокими рисками потери вложенных средств.

Как сказал в откровенном разговоре один из директоров ТЭЦ, зачем мне нужна еще одна контролирующая структура, которую я должен содержать?

Олег Путин

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *