Законодательный паралич

Ни одна строительная компания не может перейти в другую саморегулируемую организацию. Законопроекты, направленные на решение проблемы, застряли в недрах Госдумы до весенней сессии.

Исключать или подождать?

Принцип регионализации по 372-ФЗ, который привел к массовой миграции строителей в 2017 г., в этом году подвел их к полномасштабному застою. Парадоксальная сложилась ситуация: 1353 строительные компании и ИП, которые не успели до 1 октября 2017 г. сменить «хозяев» (СРО), оказались в подвешенном состоянии. С одной стороны, 372-ФЗ требует перехода строителей в региональную СРО, но не указывает возможность этого перехода и перевода компенсационного фонда. С другой стороны, наличие в рядах СРО организаций из других регионов, согласно пункту 2 части 3 статьи 3.3 191-ФЗ, является основанием для исключения СРО из госреестра. Таким образом 82 строительные СРО рискуют потерять статус.

В конце прошлого года многие СРО провели массовые зачистки: исключение своих членов, не успевших до 1 октября перейти в другую СРО по месту регистрации. Заступиться за строителей было некому: все в рамках закона. Компании и ИП просто выбрасывались за пределы сферы саморегулирования. При этом они теряли средства компенсационных фондов и на год ограничивались в правах: не могли вести генподрядные работы по договорам свыше 3 млн руб.

Другие СРО заняли выжидательную позицию: членские взносы платят – ну и пусть поживут, пока Ростехнадзор не придет с проверкой (после проверки есть еще три месяца на устранение проблемы – «зависших» компаний и ИП!).
Только в Москве в 27 строительных саморегулируемых организациях по данным на 1 января 2018 г. находятся 451 компания и ИП из других регионов.

Гордиев узел в отдельно взятой республике

Критическая ситуация в связи с невозможностью перехода строительных компаний и ИП по месту регистрации сложилась в целой Республике Ингушетия. Регистрация в госреестре Ассоциации «Межрегиональный Союз Строителей Ингушетии» (СРО-С-286-15092017) состоялась только 15 сентября 2017 г.

Согласно требованиям 372-ФЗ, при отсутствии до 1 июля 2017 г. в Республике Ингушетия строительной саморегулируемой организации местные строительные компании и ИП, состоящие в СРО других регионов России, вынуждены были перейти в СРО соседнего региона (Чеченская Республика). Ассоциация СРО «МОС «Альянс» (СРО-С-147-24122009) гостеприимно приняла соседей. Но перевода компфондов ждала четыре месяца. До этого момента строительные компании и ИП были ограничены в правах: не могли вести генподрядные работы по договорам свыше 3 млн руб. и т.д. Проблема заключалась в том, что по требованию законодательства, они подали заявление о выходе из прежней СРО, а датой вступления в новую СРО считается дата перевода средств компфонда на ее счета. Только после этого новая СРО может предоставить компании выписку из реестра саморегулируемой организации, которая требуется при заключении договора на генподрядные работы. Только 31 октября 2017 г. после перевода средств компфондов коллегиальный орган СРО провел решение о приеме ингушских строителей в члены Ассоциации СРО «МОС «Альянс». На конец года в реестре этой СРО находилось около тридцати ингушских строительных компаний и ИП.

С одной стороны, закон требует перехода строителей в региональную СРО – Ассоциацию «Межрегиональный Союз Строителей Ингушетии», но не указывает возможность этого перехода и перевода компенсационного фонда. С другой стороны, наличие ингушских строителей в рядах Ассоциации СРО «МОС «Альянс», согласно пункту 2 части 3 статьи 3.3 191-ФЗ, является основанием для исключения этой СРО из госреестра. В свою очередь, СРО обязана исключить из реестра ингушских строителей, но тогда они опять будут ограничены в правах уже на целый год и не смогут вступить в СРО в течение этого периода. В данный момент Ассоциация СРО «МОС «Альянс» ведет себя очень благородно, не исключая из своих рядов соседей, но рискует при этом потерять статус СРО.

Законодательная коллизия может быть разрешена не ранее весенней сессии Госдумы. Доживут ли до этого многие строительные компании и саморегулируемые организации, неизвестно. Решение об этом в условиях правового вакуума должен принять Ростехнадзор.


Куда идем? 

Количество принятых Госдумой «сырых» законов, приводящих к параличу бизнеса в различных сегментах рынка, увеличивается в геометрической прогрессии. Если посмотреть алгоритм принятия законов, то выяснится любопытная деталь. С профессиональным сообществом обсуждается только текст закона, который выносится на первое чтение. На второе чтение выносится абсолютно другой текст законопроекта, который и принимается. В третьем чтении вносятся лишь небольшие поправки. Далее Совет Федерации в полуавтоматическом режиме штампует законопроект. Возникает конвейер, в котором за качество никто не отвечает. Таким образом рождались далекие от реалий законы. Это еще и говорит о слабости профильного комитета Госдумы по транспорту и строительству.

Но надежда на изменение ситуации есть. Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 г. №1229 внесены изменения в Правила проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии (Постановление Правительства от 17 декабря 2012 г. № 1318), которые дополнены новым разделом, устанавливающим особый порядок оценки регулирующего воздействия законопроектов, принятых Госдумой во втором чтении.

Теперь Минэкономразвития наделено полномочиями по проведению публичного обсуждения принятых во втором чтении законопроектов, а также по подготовке заключения об оценке их регулирующего воздействия.

Установлены сроки проведения оценки регулирующего воздействия таких законопроектов:

• проведение публичного обсуждения законопроектов, принятых во втором чтении, – не менее семи рабочих дней со дня их размещения на официальном сайте;

• подготовка и направление в федеральные органы исполнительной власти заключения – в течение семи рабочих дней со дня окончания публичного обсуждения законопроекта, принятого во втором чтении;

• представление позиций федеральных органов исполнительной власти в отношении заключения – пять рабочих дней с даты получения заключения.

Заключение и материалы по его согласованию, включая представленные федеральными органами исполнительной власти замечания и протоколы согласительных совещаний (при их наличии), должны направляться в Правительство России для формирования информации Правительства о результатах проведения оценки регулирующего воздействия.

Теперь у строительного сообщества появится пока теоретическая возможность влиять на обсуждение законопроектов в Госдуме. Нужно только внимательно следить за законотворческим процессом и публикациями в прессе.

Олег Путин

Специально для Информационного портала «Все о саморегулировании» (Все о СРО)

www.all-sro.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *